Сегодня 24 мая 2017 г., среда, 15:00USD 56.27 -0.2809EUR 62.92 -0.6986
Статьи газеты «Мир новостей»

Рыбная мафия против дешевого лосося

16 мая 2013
hits 1291
Рыбная мафия против дешевого лосося

Сейчас на российском Дальнем Востоке разгар путины. Уже сегодня можно говорить о неплохом урожае промысловой «королевы» - дальневосточного лосося. Вместе с тем все чаще и чаще раздаются голоса, что, пока дальневосточная рыба доберется до прилавков европейской части России, она становится дороже в 5, а кое-где и в 10 раз! Почему так происходит, пытался разобраться наш специальный корреспондент Марат Хайруллин.

РЫБНЫЙ ПАРАДОКС

В последние пять-шесть лет в России наблюдается малообъяснимое с точки зрения банальной логики явление. Из года в год поставки отечественной рыбы на внутренний рынок растут, а цена в розницу между тем остается стабильно высокой. Особенно это хорошо видно на примере 2009 года, когда вылов рыбы на Дальнем Востоке достиг рекордной отметки и перевалил рубеж в 500 тысяч тонн. Для сравнения: в 2008 году рыбодобыча составила 260 тысяч тонн.

Тогда в Москве Владимир Путин провел даже специальное совещание по рыбе, на котором вице-премьер Виктор Зубков клятвенно заверял, что всю выловленную рыбу без потерь доставят российскому потребителю.

- Но вот загадка, - рассказывает вице-президент российского союза рыбопромышленников Николай Сергеев, - лосось, который является главной промысловой рыбой, в тот год продавали на Дальнем Востоке оптовым покупателям по цене ниже тридцати рублей за килограмм. Это исторический минимум. В то же самое время в Москве на прилавках розничных магазинов средняя цена за красную рыбу преодолела психологическую отметку в 300 рублей. Такая вот удивительная математика.

Происходит это, с точки зрения Николая, из-за того, что в рыбную путину резко взвинчивает цены на перевозки отечественный монополист РЖД.

- Добыча дикого лосося - это сезонный промысел. РЖД, которые до последнего времени были единственным промышленным перевозчиком из районов Дальнего Востока в глубь России, регулярно взвинчивают цены на перевозку к началу лососевой путины, - говорит эксперт. - В течение всего года РЖД держат тарифы на грузовые перевозки в районе полутора рублей за килограмм, но, как только подходит время путины, тариф начинает ползти вверх и достигает десяти рублей.

В исторический 2009 год РЖД задрали стандартный тариф, довели до 11 рублей за килограмм груза. А с учетом надбавки за срочность цена составила все 14 рублей.

- Это полное безобразие, ведь в результате эту ничем не обоснованную надбавку приходится оплачивать рядовым потребителям. Причем если в лососе, который считается все же дорогой рыбой, транспортная составляющая в конечном итоге достигает тридцати процентов, то, например, в «народном» минтае это уже 50 процентов розничной цены, - говорит Сергеев. - И до последнего времени у рыбаков не было никакой альтернативы. Ведь автомобильных дорог нет. Доходило до того, что рыбу возили из Владивостока самолетами, - оказалось выгоднее, чем по железной дороге.

В РЖД на критику лишь пожимали плечами, объясняя повышение сезонных тарифов тем, что необходимо содержать дорогостоящую железнодорожную инфраструктуру. Мол, в обычное время объем грузоперевозок из дальневосточных регионов в России невысок и они не могут обеспечить содержание железной дороги. Поэтому РЖД вынуждены поднимать цены во время путины, чтобы окупить общие затраты.

Но наши эксперты не согласны с этим аргументом.

- Железная дорога давно отдала эти перевозки в частные руки, к примеру, своей крупной дочерней структуре, а та в свою очередь сдает рефрижераторные секции более мелким, - говорит Николай Сергеев. - Это очень непрозрачный бизнес. С виду кажется, что прибыль идет в карман государства, а на самом деле на этом кормится очень много частников.

РЫБНЫЙ СЕВМОРПУТЬ

Действительно, ситуация дошла до абсурда: крупные ретейлеры Москвы регулярно возили рыбу самолетами, чтобы не связываться с железной дорогой. Даже в этом случае ее цена оказывалась конкурентоспособной. Причем нельзя не отметить еще один дополнительный плюс - рыба к столу москвичей поступала свежей. Железная дорога такую услугу предоставить конечно же не могла.

Но в 2011 году случилось событие, которое в рыбопромысловых кругах оценили как прорывное. 28 августа в порту Санкт-Петербурга пришвартовалось судно «Коммунары Николаева», на борту которого было пять тысяч тонн дальневосточной красной рыбы. Следом за ним в северную столицу прибыл рефрижератор «Капитан Пряха». Оба судна вышли из Владивостока и менее чем за месяц прошли по Северному морскому пути под контролем ледоколов российского Атомфлота.

Как потом доложил на круглом столе во Владивостоке руководитель предприятия «Преображенская база тралового флота», которое являлось и владельцем рыбы, доставка груза обошлась в среднем в 2,5 рубля за килограмм. Это с учетом обратного плавания, которое суда проделали порожняком. Кроме того, у этого способа перевозки оказались дополнительные преимущества - плавучие рефрижераторы принимали груз непосредственно в океане на промысловых судах. А это значит, удалось избежать затрат на перегрузку рыбы в порту и на железной дороге, хранении в холодильниках и на складах на берегу. За счет этого лосось значительно приобрел в качестве, которое раньше страдало при подтаивании и перегрузках с места на место, которые были неизбежны. Но самое главное - после удачного эксперимента Роскомрыболовство добилось от Федеральной службы по тарифам снижения цены на перевозку рыбы еще в общей сложности на рубль. То есть вези не хочу. Но все оказалось не так просто. В этом году при планировавшейся перевозке не менее ста тысяч тонн свежей рыбы по Северному морскому пути в Атомфлот пока не подано ни одной заявки.

МАФИЯ БУДЕТ СТОЯТЬ НАМЕРТВО

Перевозка рыбы по Севморпути вызвала на Дальнем Востоке эффект разорвавшейся бомбы. В канун лососевой путины 2012 года владельцы крупных транспортных узлов Дальнего Востока, прежде всего портовики и транспортные компании, занимавшиеся арендными перевозками на железной дороге, собрали специальную конференцию, где фактически выступили с прямыми угрозами в адрес рыбаков: или они по-прежнему будут пользоваться при перевозке рыбы железной дорогой, или «они, рыбаки, пострадают». Это прямая цитата. При этом участники совещания были вынуждены признать, что существующая схема перевозки ценного стратегического продукта не отвечает даже минимальным современным требованиям. Тарифы, сроки перевозки, условия хранения рыбы - все это совершенно не устраивает рыбаков. Но до последнего времени им просто некуда было деваться. Когда этот вопрос был напрямую задан главному рыбному портовику Дальнего Востока, руководителю предприятия «Дальрыбпорт» Людмиле Талабаевой, бизнесвумен просто отмахнулась - в том смысле, что это не ее проблема:

- Не знаю, как быть, мы не рыбаки...

И здесь нелишне будет вспомнить, что торговля рыбой на Дальнем Востоке является очень криминализированным бизнесом. Причем концентрация интересов организованной преступности, которая за эти годы прочно срослась с местными чиновниками, происходит в последние годы именно в области инфраструктурных объектов, то есть тех же самых портов. Все эти годы инфраструктура рыбного промысла практически не развивалась, потому что преступным кланам из-за монопольного положения просто смысла не было вкладывать деньги в ее развитие.

С появлением Северного морского пути ситуация резко изменилась. Монополизм железной дороги был разрушен.

- Это в конечном итоге будет решающим фактором, - утверждает Николай Сергеев. - Конечно, то, что пока в этом сезоне по Севморпути не отправлено ни одного судна с рыбой, - плохой знак. Но рано или поздно заговор дальневосточной мафии будет преодолен и корабли с рыбой пойдут по новому пути.

Веру в слова эксперта вселяет и тот факт, что у Северного морского пути в последние годы буквально открылось второе дыхание. Если в прошлом году там прошло 34 транзитных корабля, перевезших более 700 тысяч тонн груза, то уже в этом году - более сотни на 2,5 миллиона тонн. Россия строит новые ледоколы, обустраивает новые пункты контроля и помощи на Севморпути. Рано или поздно и рыбопромысловая промышленность Дальнего Востока обратит на него внимание.

- В 2009 году РЖД задрали стандартный тариф, довели до 11 рублей за килограмм груза. А с учетом надбавки за срочность цена составила все 14 рублей.

- Крупные ретейлеры Москвы регулярно возили рыбу самолетами. Даже в этом случае ее цена оказывалась конкурентоспособной.

- В 2011 доставка груза судами обошлась в среднем 2,5 рубля за килограмм. Это с учетом обратного плавания, которое суда проделали порожняком.

Лосось на Дальнем Востоке продавали по цене ниже 30 рублей за килограмм. В то же самое время в Москве средняя цена за него достигала 300 рублей и выше.


Просмотров: 1291
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.