Сегодня 30 мая 2017 г., вторник, 01:55USD 56.71 -0.0454EUR 63.36 -0.3005
Статьи газеты «Мир новостей»

Очень вкусный процент

16 мая 2013
hits 958
Очень вкусный процент

На прошлой неделе стало известно, что Российский союз правообладателей (РСП), созданный по инициативе знаменитого российского кинорежиссера Никиты Михалкова, добился возбуждения уголовного дела против крупнейшего дистрибьютора американского производителя Appl в рамках так называемого налога на болванку. Претензии РСП к продавцам американской электроники составили астрономическую сумму в 14 миллиардов рублей.

Это немедленно подняло очередную волну критики в адрес самого Никиты Сергеевича. В частности, РСП в очередной раз упрекнули в непрозрачности расходования средств, предназначенных на вознаграждения авторам. Наша газета попыталась выяснить, куда же все-таки девает деньги за болванки РСП.

ВСЕ БРЕНДЫ В ГОСТИ К НАМ

Нужно сказать, что сумма претензий к двум крупнейшим дистрибьюторам американской техники ООО «Дихаус» и «Марвел компьютер...» на 14 миллиардов рублей очень серьезный сигнал всем экспортерам электроники в Россию. А менее месяца назад по заявлению РСП было возбуждено уголовное дело против калининградской фирмы, которая ввезла, по данным таможни, электроники с возможностями копирования информации почти на 6 миллиардов рублей. Это событие можно считать некой точкой отсчета, поскольку до этого сборы «процента с болванки» фактически саботировались экспортерами. Всего полгода назад генеральный директор РСП Сергей Федоров жаловался, что сборы платила всего треть импортеров электронной техники. Да и то с каждым из них РСП приходилось договариваться в индивидуальном порядке. Но весной этого года в дело включилась Генеральная прокуратура, вынесшая специальное представление в адрес практически всех крупных дистрибьюторов наиболее крупных мировых брендов. А через несколько месяцев последовало и первое уголовное дело. Кстати, руководство калининградской фирмы, как только узнало о возбуждении уголовного дела, сразу согласилось выплатить несколько сот миллионов рублей.

И видимо, ободренный успехом, РСП двинулся дальше, выставив уже вполне конкретные претензии экспортерам Appl на 14 миллиардов рублей. И хотя эту сумму большинство экспертов считают абсурдной, тем не менее, очевидно, заплатить что-то все же придется.

СЛАДКИЙ ПРОЦЕНТ - ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Нужно сказать, что положение о свободном вознаграждении за копирование и использование объектов авторского права на электронные носители существовало в российском законодательстве довольно давно - с 1994 года, как был принят соответствующий закон об интеллектуальной собственности. Однако до 2009 года эти деньги не собирали, так как не было механизма их сбора.

Но к 2010 году идею, которая к тому времени буквально витала в воздухе, воплотил в жизнь специально созданный Никитой Михалковым Российский союз правообладателей. В состав его учредителей вошли Российское авторское общество, созданное еще в 1993 году, которое защищает права тех, кто написал то или иное произведение, а также «дочка» РАО - Всероссийская организация интеллектуальной собственности, - которая распределяет деньги между изготовителями фонограмм и исполнителями. Эти организации отвечали за сбор денег в пяти из шести сфер авторского права, перечисленных в Гражданском кодексе России. На шестую, самую вкусную сферу - сбор за копирование в личных целях - Росохранкультура по требованию ВТО должна была аккредитовать организацию в 2010 году. И как водится, там, где дело касается распределения больших денег, без скандала не обошлось.

С 2005 года собирать эти деньги пыталось специально созданное для этих целей Российское общество по смежным правам (РОСП). РОСП собирало деньги из расчета 3% с техники и 5% с носителей. Предполагалось, что РОСП распределяет эти сборы следующим образом: 40% - авторам, 30% - исполнителям, 30% - производителям фонограмм. Хотя в реальности авторы постоянно жаловались, что не видят этих денег. Но, тем не менее, ставки выплат были определены ранее специальным постановлением правительства РФ. В целом ситуация шла к тому, что Росохранкультура аккредитует для сбора денег за копирование в личных целях именно РОСП.

Но в 2009 году на сцене появился Никита Михалков, который и стал президентом вновь созданной организации - Российского союза правообладателей. Само собой, конкурировать с таким брендом, как Михалков, мало кому известный руководитель РОСП Ахмед Тагибов не смог и Росохранкультура закрепила право сбора вкусного процента за знаменитым режиссером. Правда, с тех пор РОСП пытается через суд оспорить это решение Росохранкультуры, только пока безуспешно.

В список для сбора налогов по защите авторских прав собирались включить даже карты оплаты метро.



Но Михалков не был бы самим собой, если бы и здесь не выступил с кардинальными нововведениями. В частности, он предложил взимать всего 1%, но не только с копировальной техники, а абсолютно со всего, что так или иначе может переносить информацию в электронном виде, включая те самые пресловутые болванки и флешки. А некоторые формулировки, предложенные Никитой Сергеевичем, наводили нa мысли, что он собирался включить в список для этого внебюджетного сбора даже карты оплаты метро. Но наибольший скандал разгорелся вокруг способа разделения полученных денег.

По видению Михалкова, авторские деньги должны были распределяться следующим образом: 15% - правообладателям, 25% - самому РСП и 60% - в некий еще не созданный на тот момент фонд. Эти деньги по факту должны были быть предназначены исключительно для нужд кинематографистов.

Это вызвало протесты деятелей искусств, которые обратились к руководству с открытым письмом. И через полгода Михалков, которого немедленно окрестили в интернете «Никита - один процент», вынужден был уступить. Теперь деньги предполагалось распределять из расчета: 15% - на содержание РСП, 40% - авторам музыки и кино, 30% - исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений. А, собственно, в сам загадочный фонд должно пойти около 20% от всех сборов.

ДЕНЕГ ПОКА НЕТ, И КОГДА БУДУТ - НЕИЗВЕСТНО

Но несмотря на это, сегодня многие деятели искусств критикуют РСП за непрозрачность и излишнюю бюрократию. Вот что нам рассказал один из наиболее известных диджеев России, чьи произведения занимают в реестре РСП около пятидесяти позиций:

- Для того чтобы получить выплаты, нужно заключить договор с РСП, заполнить целую кучу бумаг, отослать им и ждать, пока тебя включат в реестр. Мы ждали около трех месяцев, пока появились в реестре. Но выплат так и не дождались. При этом, как будут начисляться выплаты, по каким ставкам, мы даже не знаем.

Другие исполнители, с кем мы разговаривали, утверждают, что деньги уже получили, но суммы не разглашают, ссылаясь на коммерческую тайну, сказав лишь, что это очень небольшие деньги.

Но если с выплатами авторам и исполнителям более или менее ясно - по крайней мере существуют открытый реестр РСП и методика выплат, то с загадочными 20% в фонд РСП все покрыто мраком.

В РСП нам так и не смогли внятно ответить, сколько было собрано денег за 2011 год. А также куда и сколько было перечислено. Но если верить словам генерального директора РСП Сергея Федорова, то они собрали в прошлом году около трети всех причитающихся им денег по налогу на болванку. А это, если исходить из общих оценок рынка электроники, на которые, кстати, ссылается сам РСП, не менее 30-40 миллионов евро. Насколько известно, на конец 2011 года специальный фонд, о котором говорил Михалков, создан не был. Опять же согласно официальной информации СМИ, эти деньги пока аккумулируются в самом РСП.

- Здесь есть небольшая хитрость нашего авторского законодательства, - говорит заслуженный деятель искусств, руководитель Лиги профессиональных исполнителей Андрей Владимирович Рыбаков. - Если авторские деньги пролежали в соответствующей организации более трех лет, она имеет право тратить их по своему усмотрению. Причем, к примеру, РАО собирало деньги за все без исключения произведения. Даже если автор не входил в их реестр. А вот уведомлять авторов о сборах они не спешили. И в итоге у них образовывалась очень неплохая маржа за невостребованные авторские деньги. То есть чем меньше авторов и правообладателей в реестре, тем им выгоднее. Я боюсь, что РСП может пойти по такому же пути. Им абсолютно невыгодно спешить с созданием фонда. Потому что государство фактически их не контролирует, а распределяют деньги в РСП по решению правления фонда. И здесь я хочу напомнить, что президентом РСП является Никита Михалков. А председателем правления - Артем Никитович Михалков. Вот так.

ЛИХА БЕДА НАЧАЛО

Как выяснилось, «процент с болванки» - это было лишь начало. Сегодня Михалков и компания пытаются провести через Думу законопроект о взимании налога в свою пользу со всех доменов в зоне Рунета. Так же под атаку попали сотовые операторы - они, как выяснилось, тоже являются потенциальными нарушителями авторских прав, так как пересылают мелодии и видео по своим сетям. А следовательно, тоже должны платить. Блогеры уже шутят, что следующим шагом Михалкова будет введение платы за использование букв и нот - их ведь тоже кто-то придумал.

Одним словом, аппетит приходит во время еды. Учитывая близость Никиты Сергеевича к руководителям государства, это наводит на тревожные мысли.

Марат Хайруллин
"Мир новостей"


Просмотров: 958
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Эмбрионы оптом и в розницу


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.