Сегодня 26 мая 2017 г., пятница, 16:04USD 56.75 +0.6859EUR 63.66 +0.6573
Статьи газеты «Мир новостей»

Частные самолеты олигархов - вне закона

16 мая 2013
hits 1899
Частные самолеты олигархов - вне закона

Случается, оказывается, с российскими олигархами и такое. Не новость, что богатые люди предпочитают летать на собственных самолетах. Но мало кто знает, что делают они это незаконно.

Кризис кризисом, а наши богатеи не хотят отказываться от любимых игрушек. Так, недавно на специальном аэродроме для самых богатых россиян Внуково-3 появился один из самых шикарных частных самолетов в мире - новый BOEING BUSINESS JET. Суперлайнер стоимостью около 50 миллионов долларов потряс воображение даже обслуживающего персонала аэропорта, а уж эти люди, казалось, повидали всякое.

Газеты пишут о многих причудах отечественных толстосумов, но только не об их авиационных пристрастиях. Все, что связано с личными самолетами олигархов, оберегается от посторонних глаз с особой тщательностью. Тем не менее “Миру новостей” удалось приоткрыть плотный занавес, скрывающий секреты “авиации роскоши”.

ЗАКРЫТАЯ ТЕРРИТОРИЯ

Собственный самолет не просто удовлетворение тяги к непомерной роскоши, не материализованное желание пустить пыль в глаза окружающим. Это своего рода знак, отмечающий принадлежность к самой верхушке финансовой элиты. В России не более 400 владельцев частных самолетов. Если быть точным, формально они ими даже не владеют, но подробнее об этом - ниже. Также надо оговориться, что речь идет только о лайнерах западного производства, так называемых бизнес-джетах. Отечественные машины, пусть и переделанные под джеты (то есть поставлен VIP-салон), до этой категории не дотягивают.

Если у тебя есть самолет, то ты автоматически зачисляешься в клуб самых серьезных людей страны. Действительно, упомянутый уже “боинг”, “получивший прописку” во Внукове-3, - это воплощение самой смелой мечты о богатстве. Самолет длиной более тридцати метров, созданный на базе “Боинга 737-900” конструкторами БМВ, при крейсерской скорости 900 км/ч может преодолеть свыше 11 тысяч километров. Он имеет самую совершенную авионику и набор уникальных опций, в том числе мгновенную спутниковую связь с любой точкой планеты. Эксклюзивный дизайн салона, созданный в Швейцарии, по нашим данным, обошелся почти в 3 миллиона долларов. В отделке использованы дорогая кожа и тиковое дерево. Имеются небольшой конференц-зал с проекционным экраном, душевые кабинки, барная стойка. В такую игрушку можно загрузить до 50 человек и максимально быстро попасть с комфортом куда душа пожелает.

Как рассказали люди, которые обслуживают лайнер, таких “боингов” в России сейчас 4 или 5. В последнее время на них нередко летают руководители ведущих корпораций страны со своей свитой на совещания в регионы, которые проводит президент или премьер-министр. Почему госслужащие предпочитают напроситься в частный самолет к приглашенному на совещание олигарху, а не воспользоваться услугами правительственной авиакомпании “Россия”, мне рассказал Альберт Земляков, директор фирмы “Деловая авиация”.

- Комфорт, конечно, имеет большое значение, но главное в деловой авиации все-таки не роскошь, а высокий уровень безопасности и мобильность, - говорит он. - Одно дело - лететь на двадцатилетней “тушке”, и совсем другое - на новом “гольфстриме”, который в любом случае опережает обычный лайнер на несколько часов. А для этих людей время - все. Так во всем мире. Вот яхта - это роскошь в чистом виде, а суперсовременный самолет - необходимость, просто качественный транспорт, хотя и дорогой.

Компания “Деловая авиация” - оператор европейского консорциума, занимающегося продажами джетов по всему миру. Он, собственно, и подтвердил наличие нового роскошного “боинга” во Внукове-3.

- Я и продал “боинг”, который сейчас находится во Внукове-3, - не стал скрывать Альберт. - А вот кому и за сколько - большая тайна. Хотя в общем-то это секрет Полишинеля.
CESSNA CITATION SOVEREIGN
Крейсерская скорость - 848 км/ч. Дальность полета - 14,326 м. Количество пассажиров - 12. Цена - 11 млн долл.


Транспорт - он, конечно, транспорт и есть, пусть и с элементами роскоши, однако в наших условиях часто срабатывает восточный менталитет. Причем, по наблюдениям моих знакомых из Внукова-3, чем мельче миллионер, тем он заносчивее, нетерпимее. Для многих ничего не стоит устроить скандал с визгами и швырянием тарелок из-за десятиминутной задержки, вызванной вылетом самолета президента из расположенного рядом правительственного терминала Внуково-2. И наоборот, люди с наиболее крупными состояниями, как правило, много скромнее и сдержаннее в своих привычках.

- Я скажу так: наши миллионеры ведут себя намного грубее, чем, например, в Европе, - дипломатично замечает другой мой собеседник, Александр Сергеев, директор “деловой группы”.

Жизнь Альберта и Александра проходит в постоянном контакте с владельцами частных самолетов. Их фирмы не только продают авиалайнеры, но и обслуживают, предоставляя полный спектр услуг. Они знают привычки миллиардеров, предпочтения, кто какое спиртное пьет и с кем летает оттянуться в Ниццу. Безусловно, журналиста к конфиденциальной информации они и близко не подпустят, но об общих тенденциях рассказать готовы.

- Сильно пьют ваши клиенты во время полета?

- И так бывает, - кивает головой Александр Сергеев. - Они ж обычные люди, только очень богатые. Это как в обществе в целом. Кто-то до умопомрачения надирается, а другой меру знает.

- Из еды что заказывают?

- Как правило, блюда из любимых ресторанов. Часто с клиентами летят и их собственные официантки.

- А стюардессы-модели?

- Почему нет? Человек купил самолет и может позволить себе соответствующий персонал, - говорит Александр. - Но, как правило, главное не морда или ноги, а то, как ты можешь обслужить, знаешь его привычки, предпочтения.

ГЛАМУР - В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Впрочем, кое в чем мои собеседники профессионально лукавят. Сотрудники Внукова-3 рассказывают, что после приземления самолета “вынос тел” - такое же обычное явление, как предполетный досмотр.

- Как начинаются корпоративы, так все - пошли косяки алкашей, - смеются они. По их словам, для миллиардеров с приближенными накушаться в эксклюзивном интерьере собственного самолета - почти дело чести. Во всяком случае, никто из моих собеседников не смог припомнить, чтобы после какого-то регионального совещания из частного самолета вышли трезвые люди.

- Видимо, стресс таким образом снимают... - мне называют фамилии нескольких министров, часто летающих с олигархами. - А несколько месяцев назад кто-то из богатеев спьяну забыл в салоне самолета кейс с тремястами тысячами евро. Шуму было много.
BOMBARDIER CHALLENGER 850
Крейсерская скорость - 819 км/ч. Дальность полета - 5,430 км. Количество пассажиров - 27. Цена - 27 млн долл.


Особый случай, когда на борту появляются гламурные дивы.

- О-о, эти дорвутся, как Карлсон до торта, и понеслось. Бухают, как в последний раз...

Забавный случай произошел чуть больше года назад. Известная дамская поп-группа была приглашена в BOMBARDIER CHALLENGER олигарха с азиатской фамилией. В полете пышногрудые барышни так набрались, что не смогли сдержать естественные позывы. В итоге пришлось менять часть эксклюзивного интерьера самолета. Счет составил больше четырехсот тысяч евро.

- Гламур означает, что у тебя нет денег, - Альберт Земляков говорит таким тоном, словно разрешал буфетчику кормить людей из российской светской тусовки осетриной второй или даже третьей свежести. - Им, конечно, очень бы хотелось иметь свой самолет, да кишка тонка.

- Некоторые наши эстрадные и телезвезды так себя ведут, что просто конец. Для них ведь это большая мечта - влезть в самолет олигарха. Ну и, когда удается, отрываются по полной... - вторит Александр Сергеев.- Нет, весь гламур - в первый класс. Там им самое место...

При этом в глазах моих собеседников одинаково мелькает некая печаль, словно светские персонажи - неизбежные беда и зло частной авиации в России.

ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ

По сравнению с Америкой, где в частной собственности находится почти 15 тысяч бизнес-джетов, в России довольно скромный парк. Однако с 2000 года, когда началось бурное развитие деловой авиации, наши миллионеры приобретали по сорок-пятьдесят самолетов в год.

- До кризиса, в пик продаж, у меня бывало до шести заявок в неделю, - утверждает Альберт Земляков.

- Причем наши предпочитали именно новые самолеты, - продолжает мысль Александр Сергеев. - Такого никогда и нигде в мире не было.

У ведущих производителей бизнес-самолетов в докризисные годы существовала очередь на поставки GULFSTREAM, CESSNA, CHALLENGER, FALCON. В среднем, чтобы получить новый самолет с эксклюзивным интерьером, нужно было ждать от полутора до двух лет. К слову, прибывший во Внуково-3 “боинг” был оплачен еще до кризиса, но поставили его только сейчас. Однако это редкий случай. Как правило, российским толстосумам подавай все и сразу - они переплачивали огромные суммы, чтобы получить приглянувшийся лайнер через несколько месяцев.

- Рекорд был зарегистрирован в Женеве несколько лет назад, - рассказывает Александр. - Не буду называть марку самолета, но россиянин перекупил лот за семь миллионов долларов.
GULFSTREAM G650
Крейсерская скорость - 904 км/ч. Дальность полета 12,964 км. Количество пассажиров - 18. Цена - 20 млн долл.


Цены за реактивный бизнес-джет, в зависимости от марки, начинаются от 5 миллионов долларов и могут достигать 60 миллионов. Отдельная статья - салон. Он всегда отделывается эксклюзивно, под вкус хозяина. В среднем это еще 2-3 миллиона долларов. Но ничего суперэкстравагантного наши миллионеры не придумали. Встречаются кое-где золотые унитазы, но это банально и скучно.

- Обычно ограничиваются раскраской какой-нибудь веселой или вензеля свои нанесут на борт, - говорит Александр. - Вот арабы действительно отделывают свои самолеты по-особенному, не расскажешь даже. Но потом такой самолет очень трудно продать. Что действительно дорого и эксклюзивно, так это набор опций, которые предлагаются к новому самолету, - определенные системы связи, авионика, даже двигатели.

Наиболее популярные марки самолетов у российских миллиардеров - это канадский CHALLENGER, американские GULFSTREAM, и CESSNA, французский FALCON.

- Если достаточно активно летать, в среднем самолет будет обходиться владельцу в полтора-два миллиона долларов в год, - рассказывает Альберт.

Кроме собственно стоимости полетов сюда входят плата за стоянку и поддержание летной годности машины, техническое обслуживание, зарплата экипажу.

По приблизительным подсчетам, полет на GULFSTREAM на популярные у богатых россиян Мальдивы и обратно обойдется в 180 тысяч евро. Плюс плата за стоянку, обслуживание, проживание экипажа. Ну и за сам отдых, естественно.

- В 2008 году, перед самым кризисом, в московской зоне бывало по 150-200 вылетов деловой авиации в сутки, - говорит Александр Сергеев. - Чуть ли не больше, чем в гражданской. То есть это целая индустрия, большие деньги. Во всем мире к развитию деловой авиации относятся серьезно - это очень полезно для экономики.

Помимо частных самолетов только в Москве существуют около тридцати фирм, предоставляющих услуги по чартерной перевозке и лизингу бизнес-джетов. То есть это действительно достаточно серьезный сегмент гражданской авиации, докризисный оборот которого достигал нескольких миллиардов долларов в год.
FALCON 2000DX/EX
Крейсерская скорость - 850 км/ч. Дальность полета - 7,400 км. Количество пассажиров - 19. Цена - 27-30 млн долл.


Для сравнения: в США при обороте отрасли 50 миллиардов долларов в казну поступает почти полтора миллиарда в виде налогов. А ведь есть еще зарплаты персоналу, многомиллиардные страховые отчисления, социальные выплаты и т.д.

И так в развитом мире происходит везде. А вот в России - нет.

ПРОЛЕТАЯ МИМО КАССЫ

Практически все бизнес-джеты, принадлежащие россиянам, сертифицированы за границей. Они оформлены в собственность фирмами, зарегистрированными, как правило, в офшорах. Поэтому и невозможно узнать, кому в России какой самолет принадлежит. Нет, конечно, теоретически можно предположить, что руководство ЛУКОЙЛа или Газпрома летает на “боинге”, но доказать это невозможно. Если только владелец самолета не будет сам это афишировать.

Так, президент банка “Авангард” Кирилл Милованов не только владеет “цесной”, но и сам ее пилотирует. Недавно он даже попал в экстремальную ситуацию - поймал над Домодедовом шаровую молнию. Самолетик здорово тряхнуло, но все обошлось благополучно. Однако подобных экстремалов - единицы.

Есть несколько причин, почему свои самолеты их фактические владельцы предпочитают держать в тени. Прежде всего высокие таможенные пошлины на джеты - до сорока процентов их стоимости. И какой смысл за растаможку самолета стоимостью, предположим, 30 миллионов долларов выкладывать еще 15 миллионов? К тому же если владелец через какое-то время захочет самолет продать, то кто купит его за такие деньги?

Вторая причина: в России нет ни одного сервисного центра для джетов. Все на плановое техобслуживание необходимо гнать в Европу.

- При этом “Цесна” очень хотела бы построить такой центр в России, - говорит Александр. - Но я даже не берусь за это дело, потому что знаю, сколько возникнет проблем, начиная с элементарного отвода земли...
BOEING BUSINESS JET
Крейсерская скорость - 870 км/ч. Дальность полета - 12,497 км. Количество пассажиров - 50. Цена самолета - 45 млн долл.


Несовершенное законодательство порождает и следующую проблему: согласно правилам каботажных перевозок, полеты иностранных бизнес-джетов с российскими гражданами над территорией России фактически запрещены. Потому что они составляют конкуренцию отечественным перевозчикам. Тем не менее джеты летают вовсю, и время от времени в каком-нибудь аэропорту их тормозят. Это такая русская рулетка для миллиардеров - каждый полет наудачу: пронесет или придется отстегивать крупную сумму за нарушение? Последний случай произошел с “гольфстримом” известного сенатора, застрявшим в аэропорту Сочи. Чтобы освободить самолетик, пришлось звонить чуть ли не Путину.

- Это намного хуже, чем ГАИ. Там по крайней мере есть свои негласные правила: заплатил - и знаешь, что можешь ехать дальше, - говорит Александр Сергеев. - А здесь ты, может, и дашь кому-то на лапу, но не факт, что в следующем аэропорту тебя снова не отгонят на штрафстоянку. Ситуация абсурдная. Представьте, у человека есть “мерседес”, но его заставляют ездить в троллейбусе, потому что личная машина иностранная и поэтому составляет конкуренцию общественному транспорту!

Еще один нонсенс: среди пилотов олигархов - россиян единицы. Дело в том, что страны, где зарегистрированы самолеты, не заинтересованы в предоставлении высокооплачиваемой работы чужим гражданам.

Арифметика очень простая. Экипаж - два пилота. Если бы российское законодательство стимулировало владельцев самолетов регистрировать их в России и брать на работу отечественных пилотов, то как минимум несколько сотен наших парней имели бы квалифицированную, высокооплачиваемую работу. Кому от этого плохо?

ОТ ФАКТОВ ОТМАХИВАТЬСЯ ГЛУПО

Если не задумываться о том, кто на этих самолетах летает, не влюбиться в них невозможно. Стремительные, мощные, невероятно красивые - они внушают восхищение.

- Ты только представь: “гольфстрим” летит на высоте 15 тысяч метров со скоростью чуть ниже скорости звука, - говорит мне Герой Советского Союза, президент Национальной ассоциации деловой авиации Валерий Очиров. - Красота! - в глазах легендарного летчика загорается огонек восхищения. Уже несколько лет он и члены НАДА пытаются изменить российское законодательство, чтобы легализовать деловую авиацию. Увы, пока безрезультатно. Впрочем, лиха беда начало: настоящей деловой авиации в России по большому счету всего девять лет.

Бизнес-джеты - это все самое передовое, что есть в гражданской авиации. Хотим мы того или нет, но отрасль уже существует в России. Причем в ней крутятся огромные деньги. И было бы просто глупо игнорировать этот факт.

Марат Хайруллин


Просмотров: 1899
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Фальшиводипломники


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.