Сегодня 23 марта 2017 г., четверг, 05:30USD 57.63 +0.4037EUR 62.26 +0.5391
Статьи газеты «Мир новостей»

АвтопоПЫТКИ для чайников

9 января 2013
hits 1754

Смертность и количество ДТП на дорогах растут. Плохая подготовка будущих водителей названа одной из причин удручающей дорожной статистики. Работники автошкол, депутаты и гаишники намерены исправлять ситуацию, так что в новом году желающихвпервые сесть за руль могут ждать большие сюрпризы.

 РАЗРЕШЕНО, ЗНАЧИТ, НЕ ЗАПРЕЩЕНО

В России настоящий автомобильный бум - ежегодно права получают почти 2 млн человек. Прежде чем сдать экзамен инспектору ГИБДД, они должны пройти обучение. Правильным считается заплатить 20-35 тыс. рублей за три месяца обучения в автошколе (106 часов теории в классе, 50 часов вождения). Неправильным - тысяч за 5-6 посетить краткосрочные курсы. Оба варианта вполне законны, хотя очевидно, что за десять занятий не получить даже минимума знаний.

Все дело в либеральном лицензировании автошкол. Достаточно подтвердить наличие учебных программ, классов, автодрома - и бессрочная лицензия у вас в кармане. Никаких проверок всего, что есть в бумагах, не предусмотрено. То есть можно, например, за реальный автодром выдать обычную парковку. Кто проверит?

Есть еще парочка хитростей. Первая: получить лицензию на одну автошколу с реальными классами, компьютерами, автомобилями и учебными площадками, а потом открыть кучу филиалов, которые ничем подобным не оснащены, но за гораздо меньшую плату, чем у “головного” заведения, как бы готовят водителей. Вторая: создать компанию по оказанию консультационных услуг на тему безопасности дорожного движения. Тут вообще не нужно заморачиваться с лицензией и можно ограничиться шестью “уроками”. Никаких корочек об окончании курсов слушателям не выдадут, но направят их в ГИБДД сдавать на права экстерном.

- Автошколы, имеющие лицензию, загружены на 58%. Остальное - это “серые курсы”, - говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) Татьяна Шутылева.

Глядя на все это безобразие, Генпрокуратура России поручила региональным отделениям усилить надзор за исполнением законодательства при подготовке водителей. Усиление получилось своеобразным. Так, в Челябинской области прокуратура и  Рособрнадзор проверили... легально действующие автошколы, а тех, кто занимается продажей свидетельств или консультациями для самоподготовки, не тронули, потому что они не фигурируют в лицензионных органах.

- Некоторые структуры, которые “готовили” людей для сдачи экзаменов в ГИБДД экстерном, накануне проверок закрылись, а потом снова появились под новыми названиями. Наш народ с удовольствием проходит “ускоренные” курсы обучения, а в итоге на дорогах появляются десятки тысяч потенциальных убийц, - говорит глава некоммерческого партнерства развития автоматизированных автошкол Владимир Котров.

В межрайонных регистрационно-экзаменационных отделах ГИБДД  за последние 15 лет не припомнят случая, чтобы у недоб­росовестной автошколы отозвали лицензию. Оказывается, у сотрудников ГИБДД нет на это полномочий, так как автошколы входят в систему Мин­образования.

ПЛОВЦЫ В СУХОМ БАССЕЙНЕ

Чему и как учат на “серых курсах”, можно только догадываться, однако и выпускники легальных автошкол не всегда могут похвастаться отличными знаниями и навыками. Ну разве что знаниями устройства карбюратора и трансмиссии. Изучению ненужных технических деталей (этого требует спускаемая из Минобразования обязательная программа) все еще уделяется куча времени, хотя редко какой автовладелец сегодня по доброй воле станет ковыряться в “железе” своей “ласточки”. Если и придет ему такая задорная мысль в голову, карбюратора он в ней может и не найти, потому что в некоторых моделях машин он в принципе не предусмотрен конструкцией.

В нашей стране нет особого положения об автошколах, нет нормативных документов для выстраивания нормального учебного процесса, нигде не прописаны требования к преподавательско-инструкторскому составу. В некоторых школах знания автонаставников не лучше, чем у самих слушателей. Добавьте сюда сокращение часов практических занятий ради экономии ГСМ. Специалисты давно кричат во все горло, что нарезать круги по автодрому - занятие бесполезное. Это все равно что готовить пловцов в сухом бассейне. Автодром не учит главному - просчитывать дорожную ситуацию на два-три шага вперед, но менять положение вещей никто не торопится. Более того, вместо того чтобы вообще отказаться от площадок, хотят заставить автошколы обзавестись... автоматизированными автодромами со специальными датчиками, утопленными в покрытии.

- Если автошколам навяжут аренду таких навороченных (стоимость одного миллион долларов), но бесполезных автодромов у бизнесменов, которые продавят такую норму в закон, плата за обучение водителей может серьезно подняться. А главное, непонятно, зачем автошколам вообще автоматизированные автодромы, если от них весь мир уже отказался, - удивляется в разговоре с “МН” исполнительный директор Ассоциации московских автошкол Елена Зайцева.

НЕТ - ВОДИТЕЛЯМ-НЕДОУЧКАМ!

На рынке автошкол полный хаос. Автошколы часто выпускают полуфабрикат, а ГИБДД почему-то выдает этому полуфабрикату права. Стоит ли потом удивляться, что у нас так много ДТП?

По данным Госавтоинспекции, 7 млн выпускников автошкол и самоучек пытаются сдать экзамен по вождению. Права при этом получают ежегодно только 2 млн. То есть в среднем каждый соискатель на права предпринимает четыре попытки. Порочную, как считают многие, практику, дающую возможность, единожды заплатив госпошлину, сдавать на права бесконечное число раз (особо одаренным удается сделать до 19 заходов), хотят прекратить. Скорее всего, в новом законе “О безопасности дорожного движения” (его проект уже во втором чтении депутаты намерены рассмотреть в первой декаде 2013 года) будет введено ограниченное количество попыток сдачи экзаменов в ГИБДД.

Кроме того, в законопроекте предлагается ввести квоту на количество автошкол в населенном пункте пропорционально количеству населения; запретить сдавать экзамен по вождению экстерном после самоподготовки. Могут ввести и персональную ответственность за подготовку водителей - профессионализм преподавателя будут отслеживать по статистике ДТП его ученика.

Конечно, все эти меры будут бесполезны, если не установить жесткие требования к инструкторам и экзаменаторам, а самое главное - в корне не изменить методику обучения водителей. Если же все сделать по уму, опираясь на мировой опыт и научные разработки специалистов, это будет огромный шаг вперед в борьбе за жизнь россиян.

Елена Хакимова

Просмотров: 1754
Поделиться
Победа над чумой обернулась трагедией Далее в рубрике Победа над чумой обернулась трагедией


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.