Потребительский рынок
2125 | 0

Кому мешают интернет-магазины?

Кому мешают интернет-магазины?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В ближайшее время крупнейшие интернет-магазины (маркетплейсы) страны могут ждать не самые приятные изменения.

Вероятно, пунктов выдачи станет меньше, процесс получения посылок усложнится, а цифры на ценниках вырастут. «МН» пытался разобраться, почему это происходит.

МАРКЕТПЛЕЙСЫ РАЗВИВАЮТ МАЛЫЙ БИЗНЕС

Развитие интернет-торговли максимально упростило жизнь покупателей - достаточно найти на сайте нужный товар, заказать его и вскоре получить посылку в ближайшем пункте выдачи или у курьера. Но именно сейчас выдвигаются законодательные инициативы, которые могут изрядно усложнить работу маркетплейсов. На рассмотрение Советом Федерации внесены сразу четыре законопроекта, способных сделать электронные магазины неудобными, а часто и недоступными для простого покупателя.

С одним из предложений выступил председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов. Его идея заключается в том, чтобы запретить открывать новые пункты выдачи заказов (ПВЗ) в тех регионах, где крупнейшие маркетплейсы (в первую очередь Ozon и Wildberries) занимают четверть рынка. В январе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала их коллективными монополистами с долей рынка в 80%. Сенатор Кутепов считает, что, поскольку интернет-магазины не ограничены в открытии новых ПВЗ, это дает им конкурентные преимущества в борьбе за покупателей.

Ему возражает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. По его словам, запрет на открытие пунктов выдачи заказов ударит не по маркетплейсам, а по их партнерам, мелкому бизнесу. «Маркетплейс открывает свои распределительные центры, начинает активно развивать малый бизнес в этих локациях. Открываются логистические службы, новые пункты выдачи заказов. Из всех существующих ПВЗ основная часть - партнерские, то есть те, что были открыты местными предпринимателями. Как только мы ставим эти ограничения, то, по сути, блокируем возможность региональному бизнесу продолжать свое развитие с площадками: торговать товарами и открывать пункты выдачи», - заявил он.

В 2022 году, когда все опасались пустых полок в магазинах и тотального дефицита, правительство разрешило предпринимателям ввозить без пошлин товары на сумму 1 тысячу евро. Тогда эта мера помогла удержаться на плаву мелким предпринимателям, которые занимаются доставкой товаров из-за рубежа и продажей их на интернет-площадках. Удалось сохранить богатый ассортимент и не повышать цены на самые ходовые позиции. Теперь правительство решило, что с подобной вольницей пора заканчивать, и порог беспошлинного ввоза уменьшился. С 1 апреля он опять стал 200 евро, то есть если зарубежные покупки превысят эту сумму, то необходимо будет заплатить пошлину - 15% от стоимости всего товара. Эксперты говорят, что цены в маркетплейсах взлетят примерно на 20%, а многие зарубежные товары, которые еще недавно были вполне доступны, просто исчезнут.

Период турбулентности сказался и на отношениях интернет-площадок и продавцов, которые размещают здесь свои товары. Комиссии, которые маркетплейсы требуют с предпринимателей, взлетели до 27%. Некоторые эксперты считают, что жесткий прессинг со стороны государства связан именно с внутренней политикой крупных интернет-магазинов.  Судя по отчетности одного из маркетплейсов, одним из ключевых источников заработка выступают штрафные санкции, применяемые к продавцам. Они выросли почти вдвое, до 14, 9 млрд рублей. Нет сомнений, что это и дало основной вклад в прибыль, поскольку не требует от компаний практически никаких расходов.

КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?

«МН» уже писал о том, что чиновники высоко оценили перспективы маркетплейсов: объем интернет-торговли в России в 2023 году вырос на 28% и достиг 6,4 трлн рублей. Теперь власти хотят создать глобальный интернет-магазин, полностью подконтрольный государству. Об этом впервые заговорил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов. Новая площадка будет заточена на продажу отечественных и только сертифицированных, прошедших полноценную проверку товаров. 

Немалую выгоду рассчитывает получить и «Почта России», которая давно уже находится в сложной экономической ситуации. Решить свои проблемы связисты хотят за счет все тех же маркетплейсов. В прошлом году «Почта России» направила в Минцифры предложение взимать инфраструктурный платеж с электронных торговых площадок, имеющих годовую выручку более 1 млрд рублей. Маркетплейсы выступили против такой инициативы. По мнению АКИТ, предложение финансировать «Почту России» за счет маркетплейсов - «по факту изъятие оборотных средств» у бизнеса.

«Мне непонятно, как власти будут считать эти 25 процентов, после которых начнут ограничивать открытие пунктов выдачи. Как отделять количество кроссовок от литров сока? Это нереально. Поэтому, скорее всего, маркетплейсы получат приглашение к переговорам со стороны чиновников. Если давление властей на онлайн-площадки будет нарастать, то те начнут диверсифицировать свои риски и инвестировать, скажем, в Узбекистан, Киргизию, двигаться на Восток, чтобы поднять онлайн-торговлю там, где ее не кошмарят», - считает председатель правления конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

Наталья Владимирова

Фото: LEGION-MEDIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.