Потребительский рынок
3778 | 0

Маркетплейсы: поле боя депутатов-лоббистов

Маркетплейсы: поле боя депутатов-лоббистов
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Стало известно, что депутаты собираются законодательно ужесточить деятельность отрасли электронной коммерции, которую в России представляют Ozon, «Мегамаркет», Lamoda и другие маркетплейсы.

Причем сразу видно: речь идет о переделе этого богатейшего и очень перспективного рынка, а наши народные избранники, то есть законотворцы, просто отрабатывают полученные гонорары, отстаивая и продвигая интересы «дарителей».

На первый взгляд, эти разбирательства прямого отношения к нам с вами, рядовым гражданам, не имеют. Однако нужно признать, что возня вокруг маркетплейсов может закончиться серьезным подорожанием товаров, которые мы покупаем, чего, конечно, очень не хотелось бы. Но такая угроза есть, и она совершенно реальна.

История российской электронной коммерции началась совсем недавно.

На фоне западных санкций бурными темпами начали раскручиваться обороты оте­чественных маркетплейсов. В 2021 году доля рынка онлайн-площадок составляла 4 трлн рублей, в 2022 году - 5,7 трлн рублей, а по итогам 2023 года выросла до 7,4 трлн рублей. Сейчас сфера электронной коммерции объединяет не менее 150 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, и в нее вовлечены более 3 млн граждан. При таком активном развитии, заявляют некоторые законодатели, не исключен риск появления на рынке монополистов, как это было с агрегаторами такси, которые считали, что ни за что не несут ответственности, а лишь являются посредниками между таксистами и пассажирами, получая за это свой процент.

Хотя копий в ходе обсуждения поправок в закон было сломано немало, в прошлом году агрегаторов такси все же обязали отвечать перед потребителями за качество перевозок. Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркет», Lamoda, «Мегамаркет» и другие маркетплейсы - тоже агрегаторы, только товарные. На их онлайн-площадках покупатель сравнивает товары и услуги разных интернет-магазинов, выбирает выгодное предложение, переходит на сайт продавца, производит оплату товара и получает его через пункт выдачи заказа (ПВЗ) маркетплейса. Оказывая логистические услуги, агрегаторы зарабатывают на комиссиях с продаж, а продавца благодаря популярной онлайн-площадке видит большое количество потенциальных покупателей, и возрастают шансы реализовать товар. Казалось бы, все счастливы и довольны, но законодатели заявляют, что у системы есть проблемы и пробелы, и их надо устранить.

Правительство уже не первый раз поднимает вопрос об ужесточении регулирования деятельности электронной коммерции. Так, с осени прошлого года вступил в силу новый антимонопольный закон, который частично регулирует работу маркетплейсов, запрещая им, к примеру, устанавливать предельно низкие и высокие цены. Кроме того, Минпромторг может теперь наказать маркетплейсы штрафом до 300 тыс. рублей, если от потребителя поступит жалоба о покупке контрафактной продукции. Но, как оказалось, этого недостаточно. Законопроект, который рассмотрят на весенней сессии Госдумы, помимо всего прочего, накладывает на маркетплейсы ответственность за качество продаваемых товаров и услуг.

У покупателя сразу же возникает простой вопрос: простите, о каком контроле качества вы говорите, если все маркетплейсы - все до одного - всегда готовы, за очень редкими и форс-мажорными исключениями, вернуть вам деньги по первому требованию? Нехорошие мысли появляются в голове, честное слово...

Будем откровенны: судьба маркетплейсов рядовых граждан не волнует. У нас с вами просто нет ни времени, ни возможности разбираться в тонкостях взаимоотношений хозяев этого бизнеса с депутатами и теми гражданами, которые усиленно изображают заботу о «благе народа».

По сути дела, подавляющее большинство жителей нашей страны вполне устраивает нынешняя работа электронных торговых площадок, и потому многие из них рассматривают попытки вмешаться в работу маркетплейсов как посягательство на свои интересы. Вполне возможно, что реализация далекоидущих планов «народных избранников» приведет к тому, что эти цифровые торговые точки начнут отказываться от представления у себя некоторых товаров либо их стоимость резко возрастет. Понятно, что ни то ни другое не в интересах простых людей. Сложно сказать, какие формы протеста у населения вызовет, например, изменение условий покупки на маркетплейсах или резкое удорожание товаров...Безусловно, в законодательстве нужно отра­зить базовые практики отрасли электронной коммерции, но в этом процессе необходим разумный компромисс, ведь маркетплейсы стали важной частью экономики. К тому же давно известно: чем меньше государство вмешивается в работу бизнеса, тем эффективнее он работает.

Елена Хакимова.

Фото: LEGION-MEDIA.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.